«ПЛЕТОЧНУЮ АЗБУКУ» - В МАССЫ
СУРГУТСКИЕ ТИНЭЙДЖЕРЫ ОСВАИВАЮТ ДОМОСТРОЙ.
Мысли по поводу - в эссе корреспондента «СТ»
Прадед мой, Авдей Иванович, прожив 102 года, воспитав десятерых сыновей и дочку, мою бабку, Марию Авдеевну, до последнего мгновения пребывания на земле нашей грешной оставался страстным почитателем русских семейных традиций
Часто по вечерам, при лучине он читал нам различные книжицы, в которых рассказывалось об уважительном отношении отроков к своим родителям, - вспоминала моя бабушка. - Да, отец был очень строгий и разных там шалостей не допускал. Наказывал. Но всегда был справедлив и никогда не забывал похвалить или как-то отметить заслуги каждого».
Все это тогда казалось чем-то былинным. Поэтому несколько удивился, когда узнал, что Центральная детская библиотека Сургута объявила викторину «Домострой: скрепить семью книгой» в рамках проекта «Большое чтение на 60-й параллели». Разве актуальна сегодня тема домостроя, его уклада и правил? Разве приемлемы и истинно понятны для тинейджера представления «жена да убойся мужа своего»? Наконец, как это рассматривать на фоне ювенальных подкопов под российский семейный уклад?
На выходных я разговорился с юными сургутянами о Домострое - что они думают об этом? Оказалось, что некоторых парней, действительно, родители наказывали ремнем. Но это было по справедливости. Нет, обиды на отца нет. Кому-то стало интересно углубиться в тему. Где почитать этот Домострой? Дал телефон и адрес Центральной детской библиотеки.
...Заведующая отделом обслуживания Центральной детской библиотеки Ирина Потеряева отмечает интерес детей к книге:
- Сначала они буквально воспринимали значение написанного. Потом, после экскурса в историю, все встало на свои места.
По обыкновению мы представляем, что Домострой - это исторический документ, закрепляющий женское бесправие и поощряющий телесные наказания. В Домострое прописан каждый шаг, который надлежит сделать в течение дня, своеволия недопустимы, свобода личности - куда уж там. Иными словами, Домострой - это плеточная азбука, выдуманная в средние века. Но известно, что крепких семей во времена Домостроя было гораздо больше, чем теперь. И родителей уважали сильнее.
Этот документ нельзя воспринимать вне исторического контекста, ведь менталитет средневекового человека был совсем иным, нежели сейчас.
Если сегодня хорошим показателем в развитии общества считается динамика, то в средние века консервативность оценивалась безусловно положительно. Современный человек мыслит категориями относительными (например, сессия - прекрасная пора для преподавателей, но для студентов это «конец света», неизбежно наступающий два раза в год). Истин, абсолютных для всех, сегодня не так уж много - разве что таблица умножения. В средневековье, напротив, относительных истин практически нет, есть только аксиомы, которые нужно принимать без всяких доказательств.
- Отношение к собственной судьбе у наших предков было иным, - считает врач-психотерапевт психологический консультации Елена Забавина. - В современном мире чаще добивается успеха человек предприимчивый, инициативный, а не пассивный. Средневековому же русскому «делателю» свойственно, скорее, плыть по течению, подчиняться существующему ходу вещей, чем выступать в роли творца своей судьбы. (Вспомним народных героев - Емелю, Иванушку-Дурачка, которые, кстати, всегда добиваются успеха!) Не человек формирует мироустройство, но наоборот - мироустройство диктует человеку образ жизни.
- Во всех взаимоотношениях Домострой призывает своих читателей быть честными, справедливыми и милосердными, - продолжает Ирина Потеряева. - его поучения пронизаны и чувством долга, ответственности. Произведение очень демократичное не только по своей адресности, но и по жанру, тематике, языку - образному, сочному, народному, свободному от устоявшихся книжных оборотов и словоблудий, особенно когда речь идет об устроении домашнего хозяйства. Я убеждена, что ребята с большим удовольствием примут участие в нашей викторине.
Им предстоит ответить на десятки конкурсных вопросов, принять участие в различных конференциях и встречах с учеными и специалистами в области создания семьи традиционных семейных отношений. Понять, насколько важна сегодня эта тема не только для отдельно взятого человека, но и для общества в целом.
- В Домострое необыкновенно удачно выделена как раз та ячейка экономической жизни, с которой начиналась тогда экономика государства - Домовое хозяйство. Со временем из него вычленяться ремесленные производства, промысловые артели. Был выбран простой и ясный путь: трудиться! Богатеть! Развиваться! - считает директор Центра исследований духовного наследия России Института экономической стратегии РАН Леонтий Миронов. - Вот призывы: будьте трудолюбивы, рачительны, воздвигайте дома, мельницы, амбары, распахивайте земли, разводите скот, сады, огороды, развивайте ремесла, торгуйте.
...«И что в этом плохого?» - говаривал скептикам мой прадед Авдей Иванович.
«А пошлет бог кому детей - сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию - мать дочерей и мастерству - отец сыновей, кто в чем способен, какие кому бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности - упокоят тебя в старости твоей».
«А у жены отнюдь никогда никоим образом хмельного питья быть не должно: ни вина, ни меда, ни пива, ни приношения. Если придут знакомые женщины справиться о здоровье, им тоже хмельного питья не подносить».
«А всякую ссуду и брать и давать честно, хранить сильней своего и возвратить в срок, чтобы сами хозяева о том не просили и за вещами не посылали: тогда и впредь дадут и дружба навек».
Олег Ермолаев,
Сургутская трибуна, 2011 г., 9 февраля, № 21, с.7