Стихотворное небо 


 Не бомжи вы 
Небом живы
Д. Авалиани

Зачем вообще читать поэзию

Поэзия дарит эстетическое удовольствие — таков самый простой ответ.

А если читать поэзию кому-то кажется скучным и ненужным трудом? Ведь для развлечения есть и иные тексты — прозаические, аудио, видеотексты, кибертексты компьютерных игр... Они тоже могут питать, давать новый опыт, ощущения без особой работы интеллектуального и чувственного восприятия.

Узнавание себя и мира, расширение опыта, восприятие, освоение, понимание и приятие Нового для большинства из нас проходит через Слово, через называние. Но чем больше мы погружаемся в мир аудиовизуальных форм современной культуры, чем больше среда наполняется этими языками, тем меньше мы практикуем развитие своей речи и освоение вербального языка в целом.

Язык — привычный нам проводник в коммуникации между людьми. Не обыденное говорение, но язык, как символически-образная система мышления, как форма жизни разума. Сплошь и рядом используя в речи клише, пренебрегая точностью выражений, употребляемых понятий и силы образности используемых слов, мы лишаем себя полноты передачи наших чувств и мыслей другому. И — ежедневно, ежечасно остаёмся непонятыми. Люди говорят друг с другом постоянно, но это не значит, что оба собеседника вкладывают один и тот же смысл в проговариваемое. Мы теряем способность к диалогу, к пониманию того, что нам передаёт собеседник. И наоборот, — мы видим, что и нас не понимают так, как нам бы хотелось.

А пока что стремительно развиваются технические способы передачи информации. Они становятся всё разнообразнее и проще в использовании. И гораздо меньше внимания мы уделяем содержанию того, что передаём. Вот почему стоит оттачивать свой язык, будить своё воображение. Это доступный каждому инструмент для расширения картины мира, развития творческого начала и для точной результативной коммуникации. Слова и идеи меняют мир.

Как научить себя получать удовольствие от поэзии, как найти точки контакта с этим необъятным, живым Небом? Как открывать с ее помощью новое в себе и в мире? Как сделать свою жизнь полнее? Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы. Дело стоит того.

Как будем читать?

Большинство из нас не имеет ничего против стихов, но не читает их.

Стихотворное пространство сродни небосводу, непостижимое в своей бескрайности. А школьное образование, как правило, не даёт никакой навигации в нём. Даже не ставит такой задачи. Напротив, школа сформировала в нашем сознании некое прокрустово ложе из образцов классической поэзии. И теперь все те стихотворные опыты, формы, что рождает современная или встречающаяся нам иноязычная поэзия, мы примеряем на этот стереотип внутри нас. И если встреченные стихи не отвечают заложенным в нас ожиданиям, не дают эффекта узнавания, то мы не понимаем их. И часто даже не опознаем новые формы словесности как новые формы поэзии. Наши устойчивые ожидания от поэзии ничем не плохи. Просто они слишком узкие. Давайте расширим их.

  • Для начала расстанемся с ожиданием величия в поэзии. Да-да, — потому что войти в храм всегда страшнее, чем в кафе, где тебя ждут друзья.
    Нам кажется, что стихи должны говорить о великих вещах: о великой любви, о высотах духа, о великих исторических событиях. Давайте откроем, что поэт и в повседневности находит ещё одну точку зрения на мир, новый взгляд.
  • Не станем ожидать и того, что поэт будет говорить с нами не только о великом, но и великим языком. Даже в обыденных, часто употребляемых нами словах может быть рассказана история, что дойдёт до самого сердца.
  • Второе предложение. Давайте расстанемся с представлением о существовании в поэзии иерархии. Стихотворное пространство открыто и не линейно. Нет первых и второстепенных поэтов. Нет высшей точки и низового уровня. Это не пирамида. Здесь как в земной жизни множество разных групп, которые могут взаимодействовать друг с другом.
    И если вы решили читать поэзию, то нет нужды искать, кто же из поэтов самый лучший, чтобы начать с него. Это особенно важно для нас, читающих на русском языке, потому что в русскоязычной поэзии особенно много этих самых разных групп и поэтических течений. Современных, возникающих прямо сейчас. Или бывших прежде, в подцензурную досетевую эпоху, андеграундными, вне официальной поэзии.
  • И, наконец, давайте откажемся от представления, что поэзия может быть разложена по определённому набору форм или жанров: ода, поэма, элегия, сонет, строфа ...

Поэзия часто живёт вне привычных нам форм. И это не только знаменитые трех- или пятистишия японских поэтов, арабская газель, персидские рубаи... Русскоязычная современная поэзия многолика. В двух строках автор может поделиться мгновенным переживанием от увиденного, поделиться возникшим художественным образом как проживанием момента жизни.

Появление сетевого пространства рождает новые стихотворные формы, вовлекающие читателя в интеллектуальную игру. В этих стихах есть развилки, где к читателю обращён вопрос. И в зависимости от ответа, текст следует дальше разными направлениями, и возникают совсем разные истории.

Апофеозом краткости и силы высказывания являются стихотворения из трёх слов — переживания автора в чистом виде.
Невозможно перечислить все поэтические проявления! При том, что рождаются всё новые. В поэзии нужно искать в первую очередь эмоциональный контакт, настроившись на это и доверяя себе! Чувствовать, как автор поворачивает оптику видения мира читателя. Как он работает со словами. Какой ритм он излучает. Какие отсылки к другим произведением культуры можно уловить в его произведениях.

Что изменится

Если расстаться с представлением о том, что стихи должны иметь сюжет, рифму, размер и форму, и взамен включить своё воображение, настроить свой слух и довериться себе, то мы встретимся с очень разными поэтическими явлениями. И в этих встречах, быть может, станем более свободны. В восприятии Иного в жизни. В мышлении. Поэты станут нам ближе — над нами одно небо! Живущие в стихотворном потоке не все обязательно трибуны или провидцы. Есть те, кто ищет собеседника в читателе, того, кто вступит с ним в интеллектуальную игру. Или того, с кем можно поделиться своим впечатлением, чувством какого-то события. И если случается у нас со-быть с автором в этом состоянии, со-пережить с ним событие, — тогда это интересный и наполненный смыслом разговор для обоих.

Событие — это не совсем то, о чём нам рассказывают СМИ. Каждый день у любого из нас может быть наполнен событиями как корзинка грибами. Можно научиться видеть их, чувствовать, проживать. А пережитое событие может изменить угол или точку зрения и тем самым расширить картину мира, добавить красок. Момент со-бытия остро проживается. И вкус к жизни становится более ощутим на языке. И в языке.

Слово, точное и образное, может войти в речь, делая её ясной и выразительной, изменить образ мыслей. Изменить качество общения, коммуникации. Сделать привычным творчество — как способ восприятия и проживания мира. Изменить свой день, свой подход к работе... Мир меняется не сам по себе. Его изменяют люди. Каждый из нас.

Книга проекта

Книга проекта — сборник поэтической миниатюры. Как в капле отражается мир, так в поэтической миниатюре можно услышать стихотворное небо, его Голос. А дальше — дело читателя, в каком направлении отправиться.

Книга не ставит задачу выбрать лучших авторов или лучшие примеры поэтической миниатюры, потому что их нет. Иерархии в поэзии не существует, она придумана. Да, есть позиция профессионалов, литературных критиков, историков культуры. Но наш проект предлагает освоить самую надёжную и бескомпромиссную жизненную позицию — позицию читателя. Со-творца. Началом всякого делу является доверие себе, своему чувству, обострённое восприятие слова.

Главный принцип отбора стихов в книгу состоит в том, чтобы показать разнообразную палитру поэтических высказываний. В нескольких строчках, и даже в нескольких словах можно рассказать целую историю, сказку, нарисовать пейзаж, поделиться болью, радостью, красотой увиденного. Сделать выбор, высветить суть вещей. Вознести молитву, послать прощальное слово, выжечь лазером...

И даже в области поэтической миниатюры книга не претендует на то, чтобы представить все её проявления в истории мировой культуры. Всё, почти всё это сегодня можно найти online. Каждая страница (раздел? подборка?) «Стихотворного неба» — это ниточка, которую можно потянуть и открыть для себя новый мир — за пределами обложки.

---------

Примечание:

в подготовке концепции были использованы материалы интернет-сайтов:

http://www.vavilon.ru
http://1nsk.ru
https://tvrain.ru

© МБУК «Централизованная библиотечная система», г. Сургут, 2016