Книга: роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Тема: «Герой нашего времени»

В каком направлении двинуться, чтобы найти свой ключ к теме «Герой нашего времени»? Ключ к себе неизвестному? Ключ к новому миропониманию? Ведь в том и сила хорошей книги – что она не сообщает одной единственной истины, но побуждает читателя к внутреннему диалогу. Вот и мы в начале проекта – на метафизическом перекрестке у камня, как некогда Илья-Муромец.

Выбор – это всегда позиция самоопределения. Когда мы делаем выбор, нам приходится согласиться, что получая одно – возможность ли, благополучение и т.п., - мы упускаем из своей жизни, из поля внимания другое. Всё одновременно на пути продвижения к цели невозможно.

Герой. Этот, первый и самый очевидный путь, вслед за автором - описание собирательного персонажа своего времени. Или, напротив, - поиск идеала. Здесь можно остановиться на понимании героя как личности, совершающей из ряда вон выходящий поступок, исторического персонажа - воплощения общественных добродетелей, борца за людей, наконец, человека, своим миропониманием, опережающего ход событий и вещей, «героя будущего».

Нам привычно идентифицировать героя по принципам: «тот, кто идёт против течения», «тот, кто делает себя сам», «тот, кто является творцом-демиургом». Но важно и то, станет ли личность или персонаж, признанный героем – героем «нашего романа»? Примем ли мы его как личный ориентир в своей реальной жизни? Как примету, как маяк нашего времени?

Иначе, зачем же тогда и начинать его поиски?

Несколько лет назад журнал «60 параллель» посвятил один из номеров данной теме (№ 1, 2006). Материалы, собранные тогда редакцией, свидетельствуют: сегодняшняя молодёжь называет культурным героем Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, но тут же признаёт: «Они – герои не нашего времени». Поисковые системы Интернета и сейчас выдают немало страниц, где обсуждается тема культурного героя: начиная от знаменитого и, по мнению Петра Вайля, парадоксального романа Михаила Лермонтова и заканчивая проектом Марата Гельмана «Культурные герои 21 века».

Всё это не только подтверждает актуальность выбранной темы, но обещает тем, кто изберёт путь «Найди своего героя» – плюрализм мнений, оценок и культурной основы.

Наше время. Второй путь ведёт участников проекта к пониманию: что же за пространство представляет собой наше время. Что это за социальная реальность? Какие жизненные возможности оно предлагает человеку, какие сети расставляет, какие нормы морали диктует. И тогда: кто впереди – тот и герой?

А кто же тогда все остальные? И значит ли это, что если впереди герой – то идущие за ним – уже никак не могут стать героями? Сейчас, или в некотором периоде настоящего, или в будущем? И когда, в какой момент в обычном человеке просыпается герой?

Категория «время» или, даже более узко, «наше время» - весьма условна. Спектр вопросов, связанный с ней очень широк. Даже обозначение нижней границы «нашего времени» будет спорным для людей разных поколений, уровня образования и объема жизненного опыта.

Кто-то из них отправится и в размышления о том, как и когда время становится для людей «нашим».

Приметой нашего времени стало явление, когда человек своими мыслями, телом, действиями, чаяниями и чувствами живёт в некоем отложенном будущем, не «здесь и сейчас».
Подросток, молодой человек терпит скуку и ханжество взрослых, ожидая, когда с совершеннолетием получит «право на свободу», уедет и вот тогда начнется его настоящая жизнь. Взрослые мечтают о высокооплачиваемой работе, дачах, машинах, просторных квартирах, путёвках в детский сад, ожидая, что всё это и принесёт им радость бытия...

А пока всё это не наступило, человек расслабляется и, часто незаметно для себя, втягивается в социальные игры типа «Продвинутый потребитель» или «Человек успешный». Потребление благ цивилизации и индустрии развлечения берёт в полон, ибо людям свойственно искать «где лучше», как легче. Развивать своё тело и своё сознание гораздо труднее, чем использовать внешние приспособления. Осознавать то, что на душе творится, быть в контакте со своим духом – тоже трудно и больно. Этому нигде не учат. Да и времени на это занятие вроде бы не осталось. Мир изменился, и потоки информации требуют от человека навыка быстро усваивать готовые, уже упакованные медиа-пакеты. В этой гонке всё меньше и меньше внимания человек уделяет самому себе. Мы забыли о том, что забота о душе, о работе духа – эта внутренняя гигиена собственно и делает человека Человеком.

Итак, исследование реальности «наше время» – наш второй возможный путь в проекте – может быть интересно многим участникам. И каждый найдёт для себя что-то важное. Масштабирование во времени и пространстве – само по себе занятие увлекательное и полезное в ходе любого исследовательского процесса.

Какие опасности ждут нас на этих очевидных направлениях?

Отправившись от нашего камня «налево» – искать героев, или «направо» – понимать «наше время», чтобы уже в нём найти героев, мы многое узнаем об обществе, в котором мы живём, о человеческих пороках и слабостях. И велика вероятность того, что, в конце концов, исследователи вернутся к старой доброй школьной матрице разбора романа Михаила Лермонтова – с выводом положительных и отрицательных черт его героев и с неминуемыми нравоучительными сентенциями в конце. Нравоучения же – надёжный способ не открыть, но закрыть всякого из нас. Отключить внимание.

Описание временного пространства, его примет, черт и проблем справедливо потребует от исследователя, участника проекта некоторой отстранённой позиции. В которой есть опасность - скатиться только лишь в «критику» действительности. В которой конкретного человека как субъекта этой действительности, активного, деятельного субъекта словно бы и нет.

Фатум. Именно это слово можно предположить на третьем указателе воображаемого камня на распутье.

Судьба, предопределение, высший смысл человеческого существования, предначертанный Небом. Есть ли он? И что волен человек сделать для себя сам в своей жизни? Сколь сильна воля личности человеческой в споре с уготованной ему судьбой? Или он сам и только сам – автор своей жизни? Силою своей воли и разума? Что такое Воля? И что такое предназначение человеческое? Провидение?

За приключенческой фабулой романа скрыты сущностные вопросы бытия, которыми был занят Лермонтов. И именно духовную реальность живописал Поэт всем своим творчеством. «Мы игнорируем тот очевиднейший факт, что «Герой нашего времени» создан не бытописателем, а писателем-философом, всю свою короткую жизнь мучительно размышлявшим над проблемами вечными: о смысле жизни, о добре и зле, о возможностях самореализации талантливой личности ... Предварительным итогом этих размышлений и стал «Герой нашего времени»...»

Задача, которую ставит нам третий путь – совместно прочесть знаменитый роман заново, увидеть жизнь человеческую в космическом её измерении, позволить себе диалог с Небом. Почувствовать себя вправе на это. Сущность человеческого – в единстве в нём, в его живой плоти и душевной мУке, Земли и Космоса. И как у каждого из нас есть своё подземелье – со страхами, грехами и мелкими страстями, так наряду с этим до самого последнего вздоха в нас присутствует Дух. А вместе с ним и Воля.

***
Примечания
В разработке концепции были использованы:

  • Тексты Лидии Беловой. Метод доступа: http://lermontov1814.narod.ru/duhrod.html,
    http://lermontov1814.narod.ru/geroy.html
    ;
  • Текст Аны Глинской «Это небо для всех, или Urania Pandemos», ж. «60 параллель», № 4, 2011, а также опубликованный в сборнике «В масштабах собственной жизни», Сургут, 2011.