ГАРРИ БАРДИН: «НЕФОРМАТ – ЭТО ХОРОШАЯ ОТМАЗКА»

В Сургут в рамках «Большого чтения на 60-й параллели» приезжал известный мультипликатор Гарри Бардин, который не только принял участие в проекте, но и показал сургутянам свой мультфильм «Гадкий утенок». В эксклюзивной беседе с корреспондентом «НГ» обладатель «Золотой пальмовой ветви», полученной на фестивале в Каннах за фильм «Выкрутасы», рассказал, почему его анимационная работа провалилась в прокате и какую роль в формировании личности играют мультики.

- Какая причина, на ваш взгляд, мешает снимать в России конкурентоспособные Pixar и DreamWorks мультфильмы в ЗD-формате?

- Пожалуй, главная причина в том, что у нас огромный провал между поколениями. Старшее поколение «вымывается»: кто-то уходит из жизни, кто-то из профессии, а на их место встать некому. Утрачена советская школа мультипликации, к которой принадлежали Федор Хитрук, Вячеслав Котеночкин. Они воспринимались не как режиссеры, а именно как мультипликаторы. Это была потрясающая школа, которая легко конкурировала на мировом уровне. К сожалению, властьдержащие должным образом не отнеслись к мультипликации, и зря — это идеология завтрашнего дня, которая напрямую отвечает за умы подрастающего поколения.

- Наверное, и бюджет сократили?

- Естественно. Дело в том, что если коммерческие фильмы себя окупают, то с прокатом мультфильмов в России у нас проблемы. Как, впрочем, и умного кино. Я это понял по себе, когда «Гадкий утенок» с треском провалился в прокате. Прокатная компания просто-напросто ни копейки не вложила в его рекламу. И он так и прошел в кинотеатрах незамеченным. Само собой, мультфильм не окупился, что очень досадно. Но не более того, что мультфильмы в России берут только полнометражные. Короткий метр неохотно берут даже на телевидение.

- То есть опыт советских времен в нашей реальности не подходит, когда перед фильмом показывали «Фитиль» или короткометражные мультики?

- Увы, нет. А ведь это был отличный опыт — пускать перед полнометражным фильмом короткий метр или же пять-десять мультфильмов нон-стоп. Соответственно, по этой причине нет смысла вообще снимать короткий метр, а ведь именно этим и сильна русская мультипликация. Сильна своей метафоричностью, возможностью в кратком изложении сказать о многом. Ее мастера остались и сейчас: Александр Петров, Иван Максимов, Константин Бррнзит, Михаил Алдашин и другие. Они и сейчас снимают мультфильмы, но где их можно увидеть?

- Почему на телевидение такие мультфильмы не берут? В те же «Спокойной ночи, малыши». Там же полный метр не нужен?

- Прикрываются словом «неформат». Они очень любят это слово. Таким образом все эти мультфильмы становятся уделом только фестивальных орбит. Это досадно, потому что не все готовы снимать полный метр. У кого-то на это нет денег, у кого-то достаточного опыта. Так что положение такое — везде беспросветная неизвестность.

- Но ведь показывают же порой полный бред. «Лунтик», например...

- Меня уже давно перестало это удивлять. Перестал удивлять культурный уровень каналов, их выбор программ, который они считают единственно верным для своей аудитории. Но я уверен, что это фальшивый выбор. Они говорят, что народ это не поймет. В общем, использует самые различные отговорки. Но факты твердят обратное. Вот, например, была 12-серийная передача «Постскриптум» про Лилианну Лунгину. Этот сериал опроверг мнение телевизионного начальства о том, кто у нас зритель и что он хочет смотреть. Зритель — не быдло, он умеет думать, он отделяет зерна от плевел, понимает ценность кадра и слова. Представьте себе, Лилианна Лунгина, чья дикция хуже, чем у ее сына, известного кинорежиссера Павла Лунгина, нельзя сказать, что красавица, сидит и рассказывает историю своей жизни, которая во многом сопрягается с историей страны. Все это воспринимается как энциклопедия. Эту передачу, открыв рот, слушала страна. Сначала ее показывали по каналу «Культура», потом пустили по «России». Рейтинг зашкаливал в обоих случаях. Кто видел первый раз, смотрели второй. Значит, все эти байки про неформат — ложь. Зритель есть. Он хочет смотреть не «мыльные оперы», а настоящее умное кино, интеллектуальные передачи.

- Многие ваши мультфильмы не совсем для детей. Вы согласны с утверждением, что для подрастающего поколения нужно творить так же, как для взрослых, только лучше?

- Хорошо делать всегда сложно, но я не согласен, что некоторые мои мультфильмы дети не понимают. Например, «Гадкий утенок». Дети считывают сюжет — историю от яйца до лебедя. Подросток видит себя в этом утенке, гадкого, прыщавого, неуклюжего, и мечтает стать прекрасным лебедем. Взрослые, зная историю нашего государства, вспоминают пионерские лагеря, то идеологическое давление, которое они ощущали практически каждый день. Трудно быть в тоталитарном государстве белой вороной, сохранить себя, свою индивидуальность, когда все происходит по ранжиру. Ко мне после премьеры подходили многие известные люди и делились своими ощущениями после просмотра. Например, Николай Цискаридзе сказал, что я отомстил за его грузинское детство. Дмитрий Быков — что я расплатился за его детство. И я понимаю, что этот толстый вундеркинд, всезнайка и отличник, которому, наверняка, кнопки под попку подкладывали, страдал в детстве. Подходили и три старушки с абсолютно вымытыми чистыми лицами, с прозрачными глазами, сказав, что они дети расстрелянных родителей, и проплакали весь фильм. Каждый находит свое.

- Насколько я знаю, снять мультфильм — это дорогое удовольствие... Вы говорили ранее, что бюджет урезали. Какой вы видите ситуацию с мультипликацией в России?

- Если раньше Министерство культуры выделяло 410 тысяч рублей на одну минуту анимационного фильма, то сейчас всего 230 тысяч. Почему? Что, у нас масло подешевело? Я совершенно не понимаю побудительные мотивы. При помощи министерства мы должны составлять бюджет фильма и в обязательном порядке —штатное расписание. По расценкам ведомства, я — режиссер-постановщик — должен получать десять тысяч рублей без вычета налогов на руки — 8.5 тысячи, что меня очень роднит с Федерико Феллини (смеется). Мои сотрудники по идее должны получать меньше. Это разве нормально?

- Насколько важную роль в формировании личности ребенка играют мультики?

- Первое эмоциональное впечатление, картинку и слуховое восприятие он получает из мультфильма. Это, по сути, первая визитная карточка искусства, которая приходит в жизнь человека. Поэтому очень важно, чтобы не было отторжения, нельзя «подсадить» ребенка на плохое. Ведь потом «слезть» с плохого на хорошее гораздо труднее. Вот, например, человек, который воспитан на группе «Любэ», я имею в виду одного из наших национальных лидеров, как он относится к Чайковскому, Моцарту, Вивальди, Бетховену? Когда весь его вкус определен этой группой, это о многом говорит...

- А когда вкус определен Deep Purple?

- Да, это уже другое.

- Цифровые технологии плотно вошли в нашу жизнь, и большинство мультфильмов снимается в 3D. Как вы считаете, через некоторое время «объемные» анимационные фильмы, кукольные, пластилиновые и так далее, отомрут?

- Думаю, что нет. Ручной труд никуда не исчезнет. Это всегда интересно — делать своими руками. Одно дело смоделировать фактуру на компьютере, а другое — работать с ней по-настоящему. Если дерево, то дерево, если перья, то перья. Такому изображению хочется верить значительно больше.

- А как вы все-таки, с точки зрения зрителя, оцениваете западные ЗD-мультфильмы? Такие, как «Валл-И», например...

- Замечательные мультфильмы. Когда меня спрашивают, может ли быть сделанная на компьютере анимация талантливой, я всегда отвечаю: «Конечно, может». Если приходят талантливые люди и за мышки берутся руки творца, то почему бы и нет? Не надо обожествлять машину. Компьютер — это просто инструмент, как пила у плотника. Все зависит от того, кто этим инструментом пользуется. Если это самодеятельность, когда непрофессионал водит мышкой и видит, как у него на экране худо-бедно двигается картинка, я называю это радостью папуаса. Когда же за экраном монитора сидит настоящий творец, то появляется высокое искусство — «Валл-И», «История игрушек», «Вверх».

- Анимационная студия «Мельница» сняла три успешных мультфильма про похождения богатырей. Многие персонажи просто срисованы с западных. Как вы думаете — это сделано на потребу или просто случайность?

- Я называю это квасом в бутылке из-под кока-колы. Это своего рода клон американской мультипликации, только похуже. Мне кажется, что нужно делать мультфильмы про себя. Это востребованно. Вот, например, появилось иранское кино. Страна закрытая, но они снимают кино про свою страну. Она стала открытой благодаря кинематографу, более понятной нам. То же самое с японским кино. Или, взять, например, фильмы Ларса фон Триера. В свое время он показал нам северную ментальность. Мы даже представить себе не могли, что она такая.

- Вы в прошлом актер, но ушли из этой профессии и посвятили себя мультипликации. Не жалеете? Или вы сублимируетесь в персонажах своих мультфильмов?

- В каждом из этих персонажей есть частичка меня. Это все - я. Я до сих пор могу сыграть, станцевать и прочее. Это мне облегчает работу над мультфильмами, так все значительно проще объяснить съемочной группе. Поэтому я не комплексую, что отошел от актерской деятельности. Все в нашей жизни является актерской игрой. Писатель, когда пишет книгу, тоже вживается в роль своих героев. Вот, например, Лев Толстой разве не прожил жизнь Анны Карениной, когда про нее писал?

- Насколько мне известно, сейчас огромная проблема со сценариями. Исписались?

- Сейчас в основном продюсерское кино, а этот институт у нас не сильно развит. Не вырос еще российский Карло Понти, который бы понимал, что это не просто должно хорошо смотреться, но и быть талантливо. Как правило, российский продюсер, просчитывая будущие барыши, выбирает такие сюжеты, которые знакомы зрителю. Если есть хороший американский продукт, то значит, надо сделать под него фильм на российской основе. Отсюда все эти бесчисленные ремейки, фильмы-однодневки, возникающие под давлением продюсерской воли. Продюсер является флюгером зрительских интересов. Кстати, не всегда самых высоких. Поэтому, если ориентироваться только на зрителя, то мы сможем очень низко опуститься, а подняться ой как тяжело.

Антон Ковальский,
«Новый город», 2011 г., 14 мая, № 83

***
...когда меня спрашивают, может ли быть сделанная на компьютере анимация талантливой, я всегда отвечаю: «Конечно, может». Если приходят талантливые люди и за мышки берутся руки творца, то почему бы и нет? Не надо i обожествлять машину. Компьютер — это просто инструмент...
***
Справка «НГ»
Гарри, Бардин — российский аниматор, особенно известен работами в жанре пластилиновой анимации. Родился в Оренбурге. Окончил Школу-студию им В.И. Немировича-Данченко приМХАТ СССР ИМ:: Горького, работал драматическим актером в театре им. Гоголя, снимался в кино. В 1975 г. Гарри Бардин начал работать режиссером-мультипликатором на киностудии «Союзмультфильм», где за 15 лет снял 15 фильмов, отмеченных многочисленными призами как на Родине, так и за рубежом. В его багаже три «Ники», «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля и масса других престижнейших призов, собранных его фильмами, по всему миру. В 1999 году Гарри Бардин был удостоен Государственной премии РФ. Сын Гарри Бардина - известный режиссер Павел Бардин.
****
Кстати
Гарри Бардин планирует снять короткометражный мультфильм, который станет продолжением картин «Конфликт» и «Выкрутасы». Он будет называться «Рондо» и длиться 11 минут. По словам Бардина, осталось найти деньги на его съемку.
***
...все байки про неформат—ложь. Зритель есть. Он хочет смотреть не «мыльные оперы», а настоящее умное кино, интеллектуальные передачи...