«ЧЕМУ НАМ СТОИТ ПОУЧИТЬСЯ»?
Сейчас много говорят о кризисе семьи, о непрочности семейных связей, что это влечёт за собой множество других проблем. Попытки как-то повлиять на этот процесс через школу предпринимались. В 1980-е годы был введён предмет «Этика и психология семейной жизни» — созданы учебники, выделены учебные часы, однако этот школьный предмет просуществовал недолго. 2009 год был объявлен Годом Семьи, и школу завалили циркулярами, предписаниями, требованием отчётов. Разумеется, это только ухудшило положение: формальная писанина отнимала у учителей время, которое можно было использовать на общение с детьми, родителями.
Обращение к «Домострою» в такой ситуации понятно — это должно было произойти, поскольку в книге заключён мощный «охранительный» заряд по отношению к семье и семейным ценностям. Конечно, сейчас «Домострой» как учебник повседневной жизни вряд ли пригоден, и всё же в чём-то он современнее многих нынешних. Чему же нам стоит поучиться у священника Благовещенского собора Сильвестра?
1. Как мы знаем, Сильвестр не был автором «Домостроя» в строгом значении этого слова, он составитель и редактор. То, что «собралось» в книгу, Сильвестр считал наиболее важным для духовной и телесной жизни человека. Поучений всякого рода было много, но только «Домострою» была уготована такая долгая жизнь, и не только в качестве литературного памятника, но и как необходимого руководства для повседневного существования человека. Очевидно, Сильвестру удалось передать в книге истинный дух времени, представить в виде поучения о должном поведении идеальные представления о человеке, о семье, характерные для его времени. В этом непреходящая ценность «Домостроя».
Но. «новое время — новые песни.» Каковы характерные уже для нашего времени представления об идеальном человеке, идеальной семье? Скорее всего, вам этого никто сейчас не скажет, так как идеал не сложился, и трудно сказать, складывается ли он вообще. Студентам первого курса СурГПУ была предложена тема для дискуссии: кого можно считать героем нашего времени? (героем в лермонтовском смысле, человеком, воплощающим дух эпохи). Мнения были самые разные: олигарх, политик, священник, спортсмен-чемпион мира, анонимный благотворитель, эмоционально выгоревший учитель и т.д. На первый взгляд, это не имеет отношения к нашей теме. На самом деле отсутствие идеальных представлений о должном, идеальном поведении человека, которые сопрягались бы с общечеловеческими ценностями, а не только с материальным благополучием, делает многочисленные книги о правилах этикета, о ведении домашнего хозяйства легковесными, конъюнктурными, необязательными, поскольку в них нет того мощного духовного фундамента, на котором покоятся наставления «Домостроя».
Тем не менее если бы нашёлся автор (просветитель по своей сути) и уловил то «разумное, доброе, вечное», что, конечно, существует, хотя и претерпело громадные изменения, изложил бы эти идеальные представления в виде советов, поучений и даже немного бы «подтолкнул» их в нужную сторону, это было бы великое деяние.
Конечно, такой автор, помимо поэтической способности «прозревать» дух времени и улавливать в нём существенные черты, помимо литературного дарования, должен обладать абсолютным нравственным авторитетом. Таким человеком был Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Автор «Писем о добром и прекрасном» делал для воспитания человека то же, что и Сильвестр. Владимир Соловьёв говорил, что «вся нравственность вырастает из чувства стыда». Лихачёв, как и Сильвестр, духовность Дома и Человека выводил из чувства стыда. Не столько страшно (ведь за грех последует наказание Божье), сколько стыдно сквернословить, не уважать мать и отца, появляться пьяным на людях и т.д.
2. Ещё одно умение, которому современные составители книг по устроению дома, быта могли бы поучиться у Сильвестра — это неповторимый стиль «Домостроя». Несмотря на архаичный для нашего времени язык, книга написана живо и образно.
Пятиклассникам одной из школ Сургута было дано два отрывка, с одинаковым смыслом: не следует ругать еду, если она тебе не понравилась. Один отрывок взят из «Домостроя», другой из популярного современного учебника по этикету. Детям предложили высказать мнение о том, какой из отрывков лучше убеждает в том, что так поступать нельзя, и почему.
Вот эти отрывки.
«Домострой».
Если же станут еду и питьё хулить, точно в отбросы сразу превращается то, что едят... Когда перед кем-то ставишь ты еду и питьё и всякие яства, или же перед тобою поставят их, хулить не следует, говоря: «это гнилое» или «кислое», или «пресное», или «солёное», или «горькое», или «протухло», или «сырое», или «переварено», или ещё какое-нибудь порицание высказывать, но подобает дар божий — любую еду и питьё — похвалить и с благодарностью есть, тогда и Бог придаёт пище благоухание и превратит её в сладость.
Современное пособие по этикету.
Нельзя ругать предложенное блюдо, если оно вам не нравится. Нужно поблагодарить и отставить в сторону.
Вот некоторые ответы пятиклассников:
— Я как будто вижу, как кто-то скривился и противно так говорит: «ки-исло» или «солёно». Не хочу быть такой.
— Так и со мной было. Мама приготовила пирог, а у меня было плохое настроение, и я сказала, что невкусно. Маме было обидно.
— Когда читаешь первый отрывок, много всяких мыслей появляется, и представляешь это себе. А второй какой-то скучный.
Наставлять так, чтобы «много мыслей появлялось» — это великое искусство, потому что дети инстинктивно не приемлют прямые поучения.
Школа могла бы взять на себя ещё и эту функцию — учить, как строить Дом и себя в Доме. Но книги, равной по масштабу «Домострою», с которой можно было бы работать, пока нет.
Школа ждёт Слово. Школа ждёт Книгу.
СОФЬЯ ГАЛЯН, старший преподаватель кафедры литературы и журналистики,
СурГПУ, Сургут
60 параллель / 60 Parallel, 2011 г., № 1 (40), с. 106-107